МБОУ "СШ №3 имени А.Н.Першиной"
Красноярский край, город Енисейск
  • Школьный музей

    Экспонаты

    «Взвейтесь кострами синие ночи!»

    В 2022 году 19 мая исполняется 100 лет со дня основания Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Большинство граждан России вспоминают сегодня безоблачное пионерское детство. Практически всё население страны старше 30 лет прошло школу пионерского братства. Каждый пионер торжественно клялся «Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит коммунистическая партия». Юных ленинцев учили правильным вещам: быть честными, уважать коллектив, чтить память погибших защитников Отечества, а прежде всего – быть преданным Родине.

    У нас в школьном музее храниться пионерская реликвия – портрет пионера – героя, чье имя носила школьная пионерская организация –это –Павлик Морозов. Поэтому у нас появилось желание узнать, что же такое пионерская организация, кто же такой пионер Павлик Морозов? а также захотелось выяснить, как портрет пионера П. Морозова попал в школу и почему он является школьной реликвией.

    В мае 1963 года побывала Татьяна Семеновна Морозова и в Енисейске. Её пригласили пионеры дружины имени Павлика Морозова школы № 47 (ныне это школа №3). Татьяна Семеновна не смогла не ответить на приглашение и уже в почтенном возрасте (на тот момент ей было около семидесяти) преодолела путь от Крыма до Сибири, чтобы встретиться с ребятами и пообщаться.

    Но вернемся к реликвии, это написанный маслом на холсте портрет мальчика , в левом нижнем углу портрета сделана надпись «дорогой Татьяне Семеновне от воинов в/ч 14958», это как раз та самая военная часть которая стоит при въезде в наш Енисейск, но сначала мать Павлика побывала в военной части и там ей вручили портрет ее сына, который впоследствии она передарила пионерам нашей школы, о чем свидетельствует надпись в левом верхнем углу «Дорогим пионерам школы №47 г. Енисейска от Т.С. Морозовой».

    Старообрядческая редкость с низовьев Енисея

    В 2015 году в школьный музей попала уникальная старинная книга. Она сразу стала редким экспонатом нашего музея, так как представляет историческую ценность. Ценность книги в том, что она рукописная! Эту музейную редкость принес в музей один из учеников нашей школы, к нему она попала из поселка Александровский шлюз, находящегося в низовьях Енисея, в котором по сей день проживают его родственники, как нам удалось выяснить - староверы.

    Старообрядческая рукописная книга является совершенно особым типом рукописной книги. Репертуар поздней старообрядческой книги связан с ранней старообрядческой и древнерусской православной книгой. Сам факт существования рукописной книги в России после введения книгопечатания - феномен, которому есть очень много объяснений. Но важно то, что сохраненные традиции рукописной книги живут в нашей стране и по сей день.

    В ходе исследования было интересно сравнить оформление и изготовление старинной рукописной книги. В результате исследования мы пришли к выводу, что действительно наш редкий экспонат –старообрядческий канонник- это памятник российского значения.

    Мы подробно изучили редкий экспонат и написали исследовательскую работу, которая стала победителем «Кытмановских чтений» в 2021году.

    Знаковое событие Енисейска

    Фотография 1963г. Приезд матери пионера героя Павлика Морозова в Енисейск по приглашению пионерской организации школы №3 (47). Фотография подарена в школьный музей бывшей учительницей Ветровой Зинаидой Федоровной (она на фото во 2 нижнем ряду слева 3-я, рядом с ней в белом воротничке Морозова Т.С.)

    Приезд Татьяны Семеновны Морозовой был глобальным событием для Енисейска. Переполошился весь город, встретиться с мамой пионера-героя хотелось не только пионерам, комсомольцам, учителям, но и руководителям города, организаций и учреждений, Визит гостьи длился несколько дней, и каждый день Татьяна Семеновна встречалась с общественностью города. Желающих было так много, что вместить их можно было только в зале Дома культуры. Татьяна Семеновна рассказывала о раннем детстве Павлика, о том, что он был очень трудолюбив, честен, горячо любил свою коммунистическую Родину. Об этом и о том как погиб ее сын рассказывала Татьяна Семеновна пионерам нашей школы на отрядных сборах об этом свидетельствуют многочисленные фотографии классных коллективов, на каждом из которых на фоне портрета Павлика его мать и пионеры и учителя школы 1963 года.

    Так как приезд Татьяны Семеновны для города Енисейска был знаковым событием, мы решили поискать информацию о том, как встречали Енисейцы важную гостью, для этого мы отправились в городской краеведческий музей имени И.П. Кытманова. Хранитель фондов Поздеевва Наталья Владимировна показала нам те документы, которые хранятся в фондах музея: это телеграмма от Татьяны Семеновны на имя директора школы о том, что она вылетает 16 мая в 6.30 из аэропорта Семферополя. По приезду в аэропорт ее встречают: председатель горсовета Лиходько В.И., 1 секретарь Горкома КПСС Шубодеров В.Г. директор школы №47 Ишметов М.А., учительница русского языка Насибулина Н.А, преподнесение хлеба и соли Морозовой Т.С. в день приезда 16.мия 1963г, встреча на площади имени диктатуры пролетариата Енисейска Т.С. Морозовой с пионерами города и городской общественностью и другие фотодокументы сделанные фотокорреспондентом и сотрудником музея Мощалковой М.Г.

    Приезд матери Пионера – героя Павлика Морозова Татьяны Семеновны Морозовой по приглашению пионерской организации школы №47 (ныне №3) состоялся 16 - 19мая 1963 года и приурочен был ко Дню пионерии - 19 мая. Это событие для города было неординарным, к нему вся городская общественность тщательно готовилась, пионеры и городская общественность радушно ее принимали, гостья побывала в в/ч «Полюс», во всех школах города, на главной площади состоялся пионерский сбор с участием Морозовой Т.С. в честь Дня пионерии. Она рассказывала пионерам о подвиге и жизни своего сына, призывала пионеров хорошо учиться и горячо любить свою Родину! (фото сделано именно в этот момент)

    Енисейская святыня или сестра Московского Казанского обора

    Макет часовни Даниила Столпника  -  творческий  проект выпускниц - 2020г нашей школы Лагуцкой Алины и Степушкиной Вероники, заключался в следующем: изучить историю возникновения часовни местного святого старца Д. Ачинского, познакомиться с  его биографией. Найти информацию о том, как выглядела часовня до момента ее разрушения и на основе исследования создать макет данной часовни

    Часовня праведного старца Даниила Ачинского (Даниила Делиенко), широко известного своими духовными подвигами не только в Енисейской губернии, но и далеко за ее пределами. Впервые сведения об этом сибирском православном подвижнике, участнике Отечественной войны 1812 года и заграничных походов Русской армии 1813-1814гг. были собраны иноком святой горы Афон Парфением и отражены в своем «Сказании о старце Данииле», изданном в 1855 году. Сосланный в Сибирь Даниил длительное время проживал в деревне Зерцалы под Ачинском, где прославился святостью своего бытия и даром прозорливости. В 1843 году он перебрался в Енисейск, где скончался и был похоронен на территории женского Христорождественского монастыря. В 1999 году Даниил Ачинский был канонизирован Русской православной церковью в лике местночтимых святых Сибири ,созданная уверенной рукой Худзинского С.С.

    Часовня Даниила Столпника представляла собой стилизацию композиционных приемов и форм московских храмов XVI-XVII веков с включением отдельных элементов «тоновского стиля». Среди целого ряда возможных архитектурных прообразов часовни особо следует назвать Малый (Старый) собор Донского монастыря, возведенный в 1591-1593 годах, а также Казанский собор (1635-1636гг.) на Красной площади в Москве с их поздними шатровыми колокольнями.  Выбор в качестве образцов, указанных выше, московских храмов-мемориалов мог быть сделан не случайно. Ведь созданную в год 80-летия победы русского народа над нашествием «двунадесять языков» часовню предполагалось возвести над местом упокоения старца Даниила не только как православного праведника, но и как участника Отечественной войны 1812 года.

    Часовня Даниила Столпника считается утраченной. До начала 20-х годов прошлого столетия находилась  на территории Христорождественского монастыря, на месте погребения святого. Часовня располагалась в северо-западной части территории Иверского женского монастыря между зданиями сестринского корпуса и Христорождественской церковью.

    Церковь «Рождение Христа»  в Енисейске

    Макет церкви Рождества Христова  -  творческий  проект выпускниц - 2020г нашей школы Лагуцкой Алины и Стапушкиной Вероники, заключался в следующем изучить историю возникновения Христорождественской церкви Иверского женского монастыря.  Найти информацию о том, как выглядела церковь до момента ее разрушения и на основе исследования создать макет главной церкви монастыря.

    В 1755 г. на средства енисейских купцов М.И. Веретнова, П.Б. Щукина, И.Ф. и А.И. Скорняковых начата постройка каменной соборной церкви Рождества Христова. Строительством руководил присланный из Далматова Успенского монастыря тобольский мещанин И.Д. Стахиев (Иоакинф Денисов), которому было предписано, помимо «уставы церковного каменного строения», обучить своему мастерству «из тамошних монастырских». В 1758 г. постройка церкви с северным приделом Рождества Богоматери была, в основном, завершена. В 1778 г. отстроен «верхний» северный Владимирский придел, в 1822-1826 гг. — «нижний» и «верхний» южные приделы (Никитский и Петропавловский), возведённые на средства енисейского мещанина Н.В. Коренева и купца М.Ф. Хороших. (Тот же Коренев в 1830 г. поставил в главном храме металлический иконостас.) К этому времени окончательно сложилась продольная трёхчастная композиция церкви: храм, увенчанный малым восьмериком, широтно скомпонованная двухэтажная трапезная с возвышающимися над нею объёмами фланкирующих приделов и шатровая колокольня.

    Самый оригинальный по композиции среди памятников Енисейска XVIII века

    В настоящее время храм полностью утрачен на его месте построена школа.

    Церковь -  первая, встречающая гостей

    Макет Иверской церкви женского Христорождественского монастыря   -  творческий  проект выпускниц - 2020г нашей школы Лагуцкой Алины и Стапушкиной Вероники, заключался в следующем изучить историю возникновения Христорождественской церкви Иверского женского монастыря.  Найти информацию о том, как выглядела церковь до момента ее реставрации и на основе исследования создать макет церкви Иверской Иконы Божьей Матери.

    В настоящее время в Енисейске на территории Иверского женского монастыря сохраняется ряд построек, представляющих собой часть его прежнего архитектурного комплекса, на протяжении длительного времени игравшего исключительно важную роль в формировании городской застройки и её силуэта. К числу этих построек принадлежит здание церкви в честь Иконы Иверской Божией Матери, расположенное в юго-восточном углу монастырской территории, на пересечении улиц Ленина (бывшей Большой) и Лыткина (бывшей Никольской).

    В 1923 году, просуществовав некоторое время в форме артели, Иверский монастырь был окончательно закрыт. Последний священник монастыря иерей Иоанн Вазингер был расстрелян в 1937 г. А в здании Иверской церкви еще раньше разместили колонию юных преступников. Затем в ней последовательно располагались клуб, общежитие, и народный театр. За это время были утрачены восьмигранные барабаны над храмовой частью и алтарем, и от церкви осталась лишь одноэтажное основание.
    Восстановление монастыря началось в 1998 г., и в Иверской церкви, возвращенной верующим, стали вновь проходить службы.  В 2019г отреставрированная церковь вновь ждет прихожан.

    Дневник декабриста

    Накануне 400-летнего юбилея г. Енисейска весной 2019г. активисты школьного музея МБОУ СШ №3 им А.Н. Першиной участвовали в образовательно-просветительском модуле «Енисейск -  1619-2019». В рамках участия в мероприятии был создан проект «Во глубине сибирских руд», практическим результатом которого, стал дневник Ф.П. Шаховского –декабриста, отбывавшего ссылку в нашем городе. Авторы проекта Перминова Анна и Степанова Елизавета изучили быт и нравы енисейцев 19-го столетия, биографию декабриста и на основе его писем родным создали дневник,  хотя сам декабрист не вел дневниковых записей. Дневник получил высокую оценку экспертов Енисейского краеведческого музея и занял достойное место среди экспонатов Школьного музея.

    "Учитель! перед именем твоим!" А.Н.Першина

    Копия документа: Аттестат  на звание учителя начальной школы Першиной А.Н. – Почетного гражданина г. Енисейска

     А.Н. Першина работала учителем начальных  классов в Енисейской семилетней школе №47 (ныне шк №3) с 1 сентября 1956 по 26 июля 1958г .

    В рамках юбилейных мероприятий посвященных 400-летию г. Енисейска с целью увековечивания памяти почетных граждан г. Енисейска в 2019 г нашей школе присвоено имя А.Н. Першиной.

     В школьном музее  «Память»  есть экспозиция посвященная  кавалеру ордена В.И. Ленина Першиной А.Н.

    Першина Александра Никитична (1895-1981) – педагог, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, лауреат краевой книги Почета учителей, Почетный гражданин города Енисейска (1977).

    Родилась в 1895 году. В 1910 году она окончила пятиклассное женское училище в Енисейске. Затем в 1913 году экстерном сдала экзамены при мужской гимназии на звание учительницы и начала свою трудовую деятельность. Первое место работы восемнадцатилетней учительницы – глухая деревушка Климино под Богучанами. «Бедная школа в холодной темной избе, оборванные, запуганные дети. Не хватало книг, учебных пособий. Но молодая учительница не испугалась трудностей, не сложила руки, энергично взялась за благородную работу учителя», – так писала в свое время о ней в газете «Енисейская правда» доцент Енисейского учительского института Антонина Ивановна Малютина.

    Учить детей стало смыслом всей ее жизни. В первые годы советской власти Александра Никитична была ликвидатором неграмотности среди взрослых. 45 лет своей жизни отдала школе, обучению детей. На протяжении всех долгих лет работы в школе Александра Никитична была одной из лучших учительниц Енисейского района, отлично владевшая педагогическим мастерством. За безупречную работу Александра Никитична Першина была награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалью за доблестный труд в Великой Отечественной войне, значком «Отличник народного просвещения». Ее имя занесено в краевую книгу Почета учителей. В 1977 году ей было присвоено звание «Почетный гражданин города Енисейска».

    С 1913 по 1958 годы Александра Никитична Першина проработала в школе. Не одна тысяча ее учеников разлетелась во все края нашей страны. Добрая память о замечательном педагоге навсегда осталась в сердцах енисейцев.

    Не стращай утку водою, а охотника тайгою

    Деревянные чучела подсадных уток для охоты сибиряков -  экспонат школьного музея. Поступил в музей в результате экспедиций по деревням и селам Енисейского района в 2002г. Руководитель экспедиции Моисеева И.Н. сейчас является экспонатом экспозиции «Быт старожилов Енисейска и Енисейского района.

    Подсадные утки — породная группа домашних уток, внешне похожих на диких уток-крякв, и использующихся для охоты на водоплавающую дичь. Охота с подсадной уткой — традиционная русская охота, при которой охотник высаживает подсадных на воду (на реке, озере, болоте, иногда просто луже), а сам прячется в укрытии (шалаше), сделанном из подручного маскировочного материала (елового лапника, сухой травы, камыша). Дополнительно к уткам на воду высаживаются деревянные чучела  (англ.)рус., имитирующие водоплавающих птиц. Также иногда эта охота производится из замаскированной лодки.

    Издревле деревянные чучела уток рекомендовалось изготавливать из липы. Она лёгкая, хорошо поддаётся обработке, практически не даёт сколов. Поленья для фигурок лучше приготовить заранее и дать им хорошо высохнуть. Оптимальная длина такой заготовки – 30–35 см, диаметр – 18–20 см. Её следует очистить от коры и расколоть пополам, из каждой части получится одна тушка чучела.

    Для начала потребуется изготовить шаблоны, перенести очертания на заготовку и снять лишнее дерево при помощи стамески или ножа. Затем вырезать головку птицы, сделать снизу отверстие и вставить в него небольшую палочку, предварительно смазанную клеем. Она должна выступать наружу на несколько сантиметров. Аналогичное отверстие следует высверлить и в шее на туловище, вставить туда эту палочку и соединить две детали.

    Сделав это, можно переходить к заключительной отделке чучела подсадной утки. Все неровности следует убрать рашпилем и наждачкой, зашпаклевать, поверхность заготовки промазать горячей олифой и просушить. В дно болванки, ближе к переднему краю, нужно вбить металлическую петельку, чтобы иметь возможность якорить чучело в любом месте.

    После этого фигурку птицы останется только покрасить, выбирая наиболее подходящие цвета и оттенки.

    Керосиновая лампа – маленький шедевр человечества

    Однажды, когда я была в гостях у бабушки в деревне Кривляк, неожиданно потух свет. Уже был вечер, и в доме стало темно. Мы зажгли свечу и стали ждать, когда дадут электричество, чтобы загорелись лампочки. Но света никак не было. И тогда бабушка принесла лампу. Раньше я такой не видела, и не знала, что такие бывают. Бабушка зажгла фитиль, закрыла его стеклянным абажуром, и в комнате сразу стало намного светлее.

    Мне было очень интересно, как эта лампа работает, и я весь вечер расспрашивала об этом бабушку. Она многое рассказала мне из своей жизни — про то, как лампа зажигается, что в ней горит и дает свет, как она в детстве учила уроки под такой же лампой, читала книги и делала разные дела по дому. Я очень заинтересовалась этим вопросом и еще больше постаралась узнать об истории создания таких ламп из различных других источников. Каково было мое удивление кода я обнаружила эту диковинную вещь в школьном музее. На музейных уроках мы учимся описывать экспонаты и составлять паспорт музейных экспонатов.

    Данные лампы были приобретены школьным музеем в результате экспедиций по деревням и селам Енисейского района в 2002г. Руководитель экспедиции Моисеева И.Н. сейчас является экспонатом экспозиции «Быт старожилов Енисейска и Енисейского района.

     Керосиновая лампа – это осветительный прибор, который был создан в 1853г и с тех пор долгое время использовался в домах. Оказывается и сейчас в селах Енисейского района еще пользуются этим прибором, когда нет электрического света.

    Он очень практичен и прост в устройстве и обращении, даже я быстро научилась зажигать лампу и регулировать освещение.

    Удивляет и завораживает разнообразие керосиновых ламп. Они становились не просто средством освещения, но и частью интерьеров домов. Лампы различались по форме, размерам, для красоты в них использовались различные абажуры и элементы декора, некоторые из них мне удалось найти по различным источникам.

    Керосиновая лампа на долгое время покорила весь мир — и города, и отдаленные поселки. Хотя и у нее, разумеется, были свои недостатки. Говорят, что большой пожар в Чикаго в конце XIX века вроде бы начался из-за разбитого коровой в сарае керосинового фонаря. Но что взять с коровы?

    Большие керосиновые лампы в наши дни можно увидеть только в музеях или у коллекционеров, а маленькие дожидаются перебоев с электричеством в укромных местах.

    Член актива школьного музея «Память»  Филимонова Алеся

    Федул губы надул

    Деревянный рубель -  экспонат школьного музея. Поступил в музей в результате экспедиций по деревням и селам Енисейского района в 2002г. Руководитель экспедиции Моисеева И.Н. сейчас является экспонатом экспозиции «Быт старожилов Енисейска и Енисейского района.

     Современные хозяйки просто не представляют домашнюю работу без утюга. Еще бы, вещь просто незаменимая, в каждом доме ей находится место. Люди всегда ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно.   Справиться с современным утюгом не составляет труда – так он прост в обращении, и функции пара в нем есть, и разбрызгивание воды. Просто включаем в электрическую розетку, и все работает.

    А ведь так было далеко не всегда! И нашим предкам приходилось нелегко справляться с не глаженым бельем. Что же нам известно об утюге?       

     Утюг — элемент бытовой техники  для разглаживания складок и заминов на одежде . Процесс разглаживания называют глажкой или глажением.

    ...В толковом словаре Владимира Даля слово "утюг" трактуется как "снаряд для глаженья белья и одежды".

    Между тем, утюг является не самым древним предметом быта. Ему не более пятисот лет. Но как же обходились без него наши предки? Много было разных способов…

     В России было свое приспособление рубель - толстый деревянный брусок с ручкой и рифленым краем. Бельё наматывали на скалку, а ребристым куском раскатывали неровности.  Ткани тогда изготавливались вручную и были так грубы, что после стирки стояли колом. Эта "утюжка" не только удаляла складки, но и делала их мягче.

    Наиболее близкий предшественник современного утюга - сковородка, а точнее, жаровня с углями. Не оттуда ли пришла поговорка: "Федул, чего губы надул? Кафтан прожег…"? Из открытой жаровни очень часто падали угольки, оставляя на одежде дырки.

    Секреты бабушкиного сундука

    В нашем школьном музее во временном хранении находится старинный потрепанный сундук. Это сундук моей бабушки, который она разрешила нам показывать детям на экскурсиях.

     «Откуда у моей прабабушки появился сундук?

    Этим вопросом я заинтересовался в вот что узнал.

    Этот сундук моей бабушке достался в наследство от своей бабушки Анфии Григорьевны Жичинской,  а ей в свою очередь от ее свекрови , оказывается ее вместе с сундуком привезли в енисейскую ссылку. В нем был весь ее небогатый скарб. Долгое время сундук в  доме одним из главных предметов мебели. Раньше сундук был действительно необходим каждой семье.

    Из воспоминаний моей бабушки Жичинской О.В. «Сундук прабабушка всегда держала закрытым.  И где лежали ключи,  знала только она. Я слышала,  что в сундуках сберегали одежду, прялки, берестяные и плетеные изделия, приданное. Мне всегда было интересно, а что же хранит прабабушка в своём сундуке.  В этот вечер моё любопытство было удовлетворено. Интересно было увидеть, что  в сундуке прабабушка хранила свои наряды –красный  сарафан и белые рубахи. Нашла я в прабабушкином сундуке шерстяной платок с кистям. Это подарок прадеда. Все эти вещи, при переезде из своего дома,  она взяла с собой вместе с сундучком и заботливо хранила много лет, как память о своей семье. Удивительно, ведь эти предметы уже ушли в прошлое, но они так милы сердцу и сегодня. Моя прабабушка прожила долгую и тяжёлую жизнь с радостями и невзгодами. Но счастливую и интересную, потому что она – труженица, мама, бабушка и моя прабабушка. Она решила, что теперь сундук и вещи, которые в нём находятся должны храниться у нас дома. Я понимаю, что это важно, потому что сундук – это наша семейная реликвия, связь с прошлым. Она несёт много важной информации, которую мы должны передать нашим потомкам»

     

    Кемалов Кирил член актива школьного музея «Память»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie